13_36

Главный для всех иудеев праздник Песах начинается на 14 день месяца нисан. В Израиле Пасха празднуется на протяжении всей недели – из 1 по 7 дней Песаха считаются выходными днями. Стоит отметить, что сам по себе Песах – это набор специальных ритуалов, которые посвящаются исходу всего еврейского народа из Египта. Слово «песах» переводится как «миновало» – так евреи обозначают бедствие, которое их миновало в Египте (смерть всех первенцев).

В будущем году иудейская Пасха припадает на 23 апреля, или нисан. Ещё этот месяц евреи называют авив. Хаг а-Мацот.

Великая суббота

Суббота накануне празднования Песаха называется Великой, в память о спасении всех еврейских первенцев на территории Египта. В этот день во всех синагогах начинают читать о традициях Песах, чтобы абсолютно все — от мала до велика могли соблюдать их в праздничную неделю.
Также в этот день раввин напоминает о том факте, что первый день иудейской Пасхи решает судьбу всего будущего урожая. Именно поэтому ещё до начала богослужения необходимо выделить долю для пожертвования, чтобы Господь излил на свой народ избыточную благодарность.

Маца и уничтожение хамеца

Во время празднования Песах разрешено кушать только пресный хлеб Мацу, который готовится исключительно мужчинами. Согласно древней традиции, любой хлеб, который готовится более чем 18 минут, автоматически стает квасным или нечистым, поэтому его употреблять в пищу нельзя. Вся остальная еда, которая содержит в себе квасцы, должна быть уничтожена до начала праздника. Это касается хлеба, макарон, печенья и спиртовых напитков. Все те, кто владеет квасцами в избыточном количестве, могут с радостью продать его не евреям. Происходит этот процесс очень интересно. В еврейских общинах раввин составляет специальный договор, согласно которому он продаёт любому не еврею все квасы за чисто символическую плату. По истечении праздничных дней хамец выкупается обратно.

Праздничная уборка

Перед началом празднования Песаха в каждом доме начинается генеральная уборка, цель которой – уничтожение хамеца. В доме не должно остаться даже следов хлеба, поэтому все его крошки выметаются изо всех шкафчиков, ковров или же плинтусов. Особенно тщательно убирается детская комната, куда ребёнок мог принести хлеб и спрятать. Вся посуда тщательно перемывается в мыльной воде, чтобы на ней не осталось и следа от масла, которое остаётся от квасного хлеба. В день Пасхи глава семьи обходит весь дом со свечой, пером, которым выметает найденный крошки, и деревянной ложкой, куда они складываются. Наутро следующего дня весь найденный хамец должен быть сожжён вместе с ложкой.

Пост первенцев, чтение Агады и пасхальный вечер Седер

Первенцы в еврейских семьях должны держать пасхальный пост в память о тех событиях, которые произошли в Египте. После окончания утренней молитве в день Песах прямо в синагоге устраивается праздничный завтрак, который является освобождением от поста.

В первый вечер празднования Песаха каждый еврей обязан читать об исходе из Египта. Все евреи за пределами Израиля будут проводить чтение на протяжении двух вечеров. В ночь Седера все евреи кушают праздничные блюда и совершают ряд ритуалов, в память о спасении их из плена.

    На праздничном иудейском столе в обязательном порядке должны находится следующие яства:

  • вино, которое каждый должен выпить по 4 чаши;
  • маца – максимум 3 и минимум кусочек размером с оливку;
  • зроа – кусок мяса с костью, который является символом жертвенного агнца;
  • марор – любой овощ с горьким вкусом, символизирующий о горечи египетского рабства;
  • варённое или печёное яйцо – символ Хагига;
  • карпас – съедобный, но не горький овощ;
  • харосет – приправа, которая создаётся из имбиря, тёртых яблок, корицы, толчёных орехов и вина (в неё обмакивают марор);
  • хазарет – любой овощ, который может выступать и в роли марора.

После всех приготовлений к самому Седеру верующие отправляются на чтение молитвы Минха и Маарив. Сам же Песах происходит очень весело и счастливо – в этот день евреи принимают у себя гостей или навещают близких родственников.

Иудейская Пасха считается одной из самых правильных – тех, где рьяно следуют древним традициям.